|
Особенности дизайна
Горо Окадзаки: Компания Toyota выпускает ныне немалое количество «гибридных» машин, включенных в различные модельные ряды: Toyota Harrier, Toyota Alphard, Lexus GS450h, экспортная Toyota Camry и т.д. Однако в плане дизайна большая часть из них на фоне своих «сородичей» с двигателями внутреннего сгорания ничем особенным не выделяется. Исключением является, пожалуй, только один автомобиль - Toyota Prius. Именно здесь внешний вид разрабатывался в единстве с решением технических задач. Поэтому можно с уверенностью говорить, что дизайн Toyota Prius - это «гибридный» дизайн в его, так сказать, чистом виде. В самом деле, от кузова требовалось, чтобы он обладал наилучшей аэродинамикой. Вот так и получилось то, что получилось. Эту форму можно условно определить, как «футуристическую», то есть, имеющую в будущем все основания стать преобладающей. Итак, я смею утверждать, что автомобиль Prius внешне является, по сути дела, символом настоящего «гибрида», как его понимают в компании Toyota. Следует заметить, что в ходе частичной модернизации модельного ряда Prius было признано целесообразным, чтобы эмблема «Hybrid» располагалась над каждым из боковых фонарей – повторителей. Ранее она имелась только на наружной стороне задней стенки кузова, но и ее решено было сделать более заметной. Согласитесь, такой «идентификационный» знак имеет прикладное значение для тех машин – «гибридов», которые имеют двойников с чисто бензиновой тягой. Например, ничего особенного нет, если эмблему «Hybrid» несет на своем кузове автомобиль Toyota Harrier или Lexus GS450h. Но к чему такое «украшение» на кузове автомобиля Prius, когда и так все знают, что, фигурально выражаясь, «мы говорим Prius, подразумеваем «Hybrid»? Я не могу расценить это иначе, кроме как стремление подчеркнуть особый статус дизайна для машин Prius. Иными словами, внешний вид – это символ гибрида марки Toyota.
Выше я назвал внешний вид автомобиля как бы пришедшим из будущего. В противовес этому отделку салона следует признать самой, что ни на есть типичной для нашего времени. Более того, если глянуть на детали, обрамляющие жидкокристаллический монитор, то дизайнерское решение этого узла вообще может показаться вчерашним днем. Как будто совершил прыжок в прошлое. Справедливости ради стоит заметить, что в автомобиле нового образца в отделке передней панели и стыкующихся с ней ручек – подлокотников с внутренней стороны передних дверей произошли изменения: вместо жесткого пластика появились мягкие панели с тканевым покрытием. Это, без сомнения, повысило качественное восприятие машины. Однако, учитывая «продвинутый» характер самого автомобиля этот измененный тип отделки не снимает проблему в целом. Мне кажется, что следовало учитывать, что автомобиль Prius все-таки машина будущего, поэтому и обстановка салона должна, по-моему, стать более, если так можно выразиться «Prius–образной».
Юми Кавабата: Всем известно, что за последнее время многие из звезд Голливуда, такие, как Леонардо Ди Каприо, Камерон Диас, Том Хэнкс и другие, - обзавелись машинами Toyota Prius. Сделали они это исключительно потому, что этот автомобиль – гибрид. Причем, гибрид, сразу бросающийся в глаза. Учитывая тот факт, что звезды постоянно находятся под неусыпным вниманием публики, можно предположить, что этим жестом они пытались продемонстрировать, что забота об экологии стала частью их жизненной позиции. И именно к этому они призывают всех остальных.
Уже давно было известно, что среди думающих американцев растет понимание, что проблемы экологии мало обсуждать, их надо решать. Поэтому вполне естественно часть из голливудских звезд пересела на экологически менее опасные машины Prius, тем более что он с самого момента своего появления стал продаваться на рынке Северной Америки. В то же время не следует забывать, что первой машиной со смешанной тягой, появившейся на американском рынке, был автомобиль Honda Insight. Он тоже отличался своеобразной формой кузова и по своему «футуристическому» дизайну не уступал модели Toyota Prius. Но звезды выбрали Prius, и знаете почему? Потому что у него в салоне имеется заднее сидение, без которого «звездному» автомобилю никак нельзя! Вы ведь помните, как на церемонию вручения премии Оскар подъехал к театру Kodak Ди Каприо. Он поручил управлять автомобилем шоферу, а сам ступил на красную дорожку почетных гостей именно с заднего сидения.
|
|
Полезный объем и практичность
Горо Окадзаки: Для того, чтобы максимально уменьшить расход топлива, кузов нужно было сделать такой формы, чтобы он испытывал как можно меньшее сопротивление воздуха. В тоже время нужно было позаботиться о том, чтобы внешний вид автомобиля был оригинальным и свежим. Вот почему решили, что линия крыши ближе к задней части машины резко пойдет вниз. А это значит, что пришлось в какой-то степени пожертвовать удобством пассажиров. Точнее сказать, пришлось уменьшить полезный объем верхней задней части салона. Если на заднем сидении оказывается пассажир, чей рост не превышает 170 см, то проблем, вроде бы, быть не должно. Но если рост пассажира больше, то его голова оказывается в непосредственной близости от потолка. Кстати сказать, в ходе малой модернизации решено было сделать заднее сидение не таким «пухлым». За счет этого удалось увеличить расстояние между верхней кромкой сидения и потолком на 2 см. Это, конечно, дало положительный эффект, но зато сидеть на заднем сидении стало не так удобно. Сейчас перед специалистами стоит задача, как, не увеличивая размеров «сидения» вернуть ему прежнюю комфортабельность.
Это тем более актуально, учитывая, что спинки сидений по-прежнему остаются слишком жесткими. А теперь к этому прибавилось и укорочение самих сидений. Вообще-то принято считать, что задние сидения в салоне седана должны быть максимально комфортными, чтобы в них можно было не просто сидеть, а удобно располагаться. Но в салоне Prius этого вряд ли можно добиться в полной мере. Но раз это машина – гибрид, значит, чем-то нужно пожертвовать. И еще, несмотря на то, что аккумуляторная батарея располагается прямо за задним сидением, конструкторам удалось устроить все таким образом, что спинка сидения стала отклоняться вперед. С практической точки зрения это довольно ценное нововведение.
Юми Кавабата: Как хорошо, что кто-то догадался оборудовать приборную панель специальным монитором, позволяющим следить за работой силового агрегата! Сколько бы ни объясняли тебе о выгоде и удобстве смешанного типа тяги, всё равно лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. Так уж человек устроен, что ему все нужно увидеть собственными глазами. И как все славно получается: сидишь за рулем и вдруг, - ага, двигатель внутреннего сгорания остановился, или – вот, началась подзарядка аккумуляторных батарей, ну и т.д. И чувствуешь, что ты едешь, а природа почти не страдает! И сердце наполняется чем-то вроде гордости! Психология все-таки великая вещь! Благодаря ей волей-неволей станешь выбирать самый экономичный режим езды, который одновременно будет и самым щадящим в плане экологии. Кстати сказать, чтобы убедиться в эффективности подобного монитора, я не поленилась и сделала две поездки в гору на трассе Хаконэ. Первый раз я шла, следя за режимом работы двигателя по монитору, а второй раз – не обращая на него внимание. Так вот, результат такой: при движении «по монитору» машина сожгла топлива на 10 процентов меньше. Машина – «гибрид» несет на себе некоторые компоненты, которых нет в обычном бензиновом автомобиле. Это, прежде всего, электрический мотор, затем, аккумуляторная батарея большой емкости и блок управления силовым агрегатом. Как это оборудование влияет на практичность машины? Вот, к примеру, гордость инженеров компании Toyota – система смешанной тяги THS-II (Toyota Hybrid System –II). В ней предусмотрен так называемый регенеративный тормоз, который позволяет не только притормаживать, но и в процессе такого торможения активно пополнять запасы электроэнергии. И все бы ничего, да из-за тяжелой и громоздкой батареи вместимостью заднего багажника частично пришлось пожертвовать. Но все-таки по сравнению с прежней моделью автомобиль Toyota Prius нового образца приобрел более просторный салон, багажное отделение также стало больше. Так что в практическом плане все совсем не плохо. В салоне вполне свободно размещаются 4 человека, да еще можно захватить с собой 2 сумки с принадлежностями для игры в гольф. Не каждому по сумке, но все-таки кое-что.
|
|
Технические особенности
Горо Окадзаки: Помниться, когда я сел за руль автомобиля Toyota Prius второго поколения, мое внимание особенно привлекли две вещи. Во-первых, это резко возросшая по сравнению с прежней моделью тяга. Но что особенно удивительно, так это, какое для машины требуется ничтожно малое количество топлива. И второй момент – подвеска стала работать столь жестко, что это, опять же, не шло ни в какое сравнение с тем, что имелось в прежней версии машины. И если первое обстоятельство можно было только приветствовать, то со вторым, как мне кажется, смириться было нельзя. Особенно низкую оценку я выставил тогда машине из серии Touring Selection, которая комплектовалась (и до сих пор комплектуется) 16-дюймовыми колесами. Тогда я даже предположил что уровень комфорта этого седана, образно говоря, не шел ни в какие ворота.
Но, полагаю, авторы проекта и без меня озаботились произошедшей с машиной метаморфозой. И вот в ходе малой модернизации, которая пришлась на ноябрь прошлого года, все было чудесным образом исправлено. Вдобавок к этому была значительно снижена шумность двигателя, после чего автомобиль стал и чрезвычайно тихим, и довольно комфортабельным транспортным средством. Была установлена дополнительная звукоизоляция, рулевой механизм стал крепиться более жестко, плюс к этому увеличилась прочность конструкции самого кузова. В итоге поведение автомобиля настолько преобразилось, что эти изменения вполне могли бы «потянуть» не на малую, а на полную модернизацию. Вот, к примеру, электрический усилитель руля, который до этого работал несколько вяло, - «на ощупь» его сейчас не узнать. Да и реакция машины на команды, снимаемые с рулевого колеса, стала намного более выверенной. До того, как машина ушла на малую модернизацию, рассуждая об уровне комфорта при управлении машиной, я рекомендовал в случае чего выбирать стандартную комплектацию автомобиля с 15-дюймовыми шинами, Но сейчас если уж покупать Prius, то по таким показателям, как уровень комфорта, точность руля и визуальное восприятие просторности салона, я бы отдал предпочтение именно модификации Touring Selection на 16-дюймовых колесах. Это – самое лучшее, что сейчас имеется в модельном ряду Toyota Prius.
Юми Кавабата: Что бы там ни говорили, а главным козырем автомобиля Prius без сомнения является сверхнизкая потребность в топливе, всего один литр на каждые 35,5 км пробега (2,82л / 100км). Что касается тяговых характеристик, то в автомобиле первого поколения с самого начала было понятно, что это – мягко говоря «не пойдет». Ныне действующая модель стала намного резвее, а самое замечательное заключается в том, что она при этом продолжает оставаться чемпионом по экономичности. Представляется чрезвычайно интересным и то, что совершенствование системы гибридной тяги, как таковой, шло в основном не за счет чисто автомобильных технологий, а через активное привлечение достижений японской электроники. Ну, например, в сложной схеме управления системой смешанной тяги нашли свое применение решения, до этого использовавшиеся только в блоках управления обыкновенными лифтами. А электрический мотор, устанавливаемый на машину, управляется по схеме, применяемый в системах кондиционирования воздуха. Перечень таких заимствований можно продолжать довольно долго.
Но техника не стоит на месте. И вот, осенью прошлого года автомобиль Prius «отправляют» на частичную модернизацию. В результате проведенных работ он стал еще менее шумным, а конструкция кузова приобрела дополнительную жесткость. Сев за руль машины нового образца, я была настолько поражена произошедшей с ней перемене, что даже подумала: «Как все-таки быстро прогрессирует «гибридная» система!». Уже сейчас она действует настолько легко, и настолько плавно разгоняет автомобиль, что это может удовлетворить самого серьезного водителя. Но кроме самой системы, смотрите, какие были внесены изменения общего характера. Во-первых, переднее стекло теперь получило еще один слой, который служит для звукоизоляции. Согласитесь, это – большой шаг вперед в плане обеспечения максимального комфорта, а во-вторых - передняя стенка со стороны моторного отделения покрыта звукоизоляционным материалом. Правда, эти нововведения несколько увеличили общий вес автомобиля (на 2 кг). Но зато какой эффект! Действительно, по части совершенствования «гибридной» системы компания Toyota, похоже, не собирается скупиться на новинки и доработки, иначе это была бы не Toyota!
Характеристики а/м Toyota Prius G Touring Selection:
Длина (мм) |
4445 |
Ширина (мм) |
1725 |
Высота (мм) |
1490 |
Колесная база (мм) |
2700 |
Вес (кг) |
1300 |
Привод |
Передний |
Двигатель внутреннего сгорания |
1.5 литровый, 4-х цилиндровый DOHC |
Трансмиссия |
CVT |
Рабочий объем цилиндров (куб. см) |
1496 |
Максимальная мощность (л/с / об/мин) |
77 / 5100 |
Электромотор (мощность / момент) |
68 л.с. / 40,8 кг/м |
Расход топлива в смешанном режиме (л / 100км) |
3,34 (3,03 / 2,82) |
Цена тыс. иен |
3 255 (~29.750$) |
Кол-во посадочных мест в салоне |
5 | |